Про меня (About me)

Vladimir Protas - famous Ukrainian sculptor, noted for his works on Greek mythology
and series of portraits of renowned cultural personalities.



Протас Владимир Николаевич


Живу и работаю в Киеве.

Если у Вас есть желание связаться со мной для обсуждения каких-либо вопросов и совместных проектов – жду ваших писем (protas.art@gmail.com) или звонка (050 864 - 45 – 90).

"Владимир Николаевич Протас – известный украинский скульптор, индивидуальная пластическая манера которого синтезирует стилистику архаики и классических традиций (с доминантой ренессансного видения), воспринятых сквозь «духовную оптику» модернистского опыта европейской культуры ХХ ст. (особенно: сецессии и ар-деко). Его творчество свободно от надуманного рационализма; не подвержено влиянию модных трендов, включая современный культ концептуального знака. Он сосредоточенно ищет Истину в искусстве и культуре, стремясь отыскать адекватные формы пластического выражения трансцендентных смыслов. Уникальность психологии творчества Протаса в том, что его императивы (как художника и человека) детерминированы внутренне усвоенными идеями Платона и Плотина, франкфуртской философской школы и классиков украинской мысли (Г.Сковороды, П.Юркевича). Эстетика серии исторических портретов «Гении европейской культуры ХIX- ХХ ст.», станковых скульптур мифологических циклов и симпозиумных работ Протаса сфокусирована на полноте свершения всех времен, на диалоге абсолютного времени с памятью истории, на смысле жизни в целом, что сообщает пластическому символизму неисчерпаемую глубину вселенных Духа, возвышенность чувств и гармонию самоосуществления." 2010 г. Отдел кураторской выставочной деятельности и культурных обменов Института проблем современного искусства Национальной Академии Искусств Украины


ОБРАЗОВАНИЕ
1973-1974 –  Одесское государственное художественное училище им. М.Б. Грекова.
1976-1981 – Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (теперь – Высшая художественно-промышленная академия имени барона Александра Людвиговича Штиглица, Санкт-Петербург, Россия). Мастерская профессора Демы Анатолия Гордеевича, преподаватель рисунка – Васильев Иван Петрович.
1983 - 1986 – аспирантура Академии искусств СССР; творческая мастерская проф. В.З. Бородая.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Монументально-декоративная скульптура (архитектурно-декоративная, парковая, монументальная), станковая и декоративно-прикладная пластика. С 1974 г. участвовал в реставрационных, архитектурно-строительных роботах по скульптурному оформлению историко-культурных памятников: Санкт-Петербурга (фасады жилых домов), Одессы (оперный театр, жилые дома), Киева (театр им. Ивана Франко, посольский центр Фонда “Зоря” в Пуще-Водице). С 1986 – участвую в международных и всеукраинских скульптурных симпозиумах; в 1984 стал членом Союза художников Украины, а с 1981 – постоянно участвую в украинских и международных выставках изобразительного искусства. Станковые работы были приобретены Министерствами культуры и Союзами художников Украины и России, хранятся в художественных музеях Киева (Национальном художественном музее Украины, Киевском музее русского искусства, Музеях литературы и театра, Музее украинского современного искусства), музеях Запорожья, Ужгорода, Днепропетровска, Москвы, а также хранятся в приватных коллекциях Украины, России, Канады, Франции, Японии, США, Германии, Словакии.

НАГРАДЫ

1992 – Киевский Международный симпозиум скульптуры, Первый приз (“Между небом и землей”)

1999 – лауреат Всеукраинской Триеналле “Скульптура´1999” (диплом поощрительной премии за скульптуру “Леда и Лебедь”, мрамор)
2002 – диплом Первой премии Всеукраинской Триеналле “Скульптура´2002” (за композицию “Теллус-Гея”, мрамор)

СИМПОЗИУМЫ
1986 – г. Фрунзе (теперь Бишкек, Киргизия) Международный симпозиум скульптуры: „Похищение Европы” (мрамор)
1987 – г. Тростянец, Украина, Первый Всесоюзный симпозиум скульптуры в дереве: „Похищение Европы” (дерево)
1988 – г. Киев, Всесоюзный симпозиум скульптуры, посвященный 1000-летию Крещения Руси: „Сизиф” (гранит), Владимирская горка
1989 – г. Рейсдорф (Германия), Международный симпозиум скульптуры: „Амазонка” (камень)
1989 – г. Горловка, Международный симпозиум скульптуры: „Орфей и Эвридика” (гранит)
1990 – г. Чернигов, Украинский скульптурный пленэр: „Ева” (песчаник)
1991 – 1992 – г. Очаков, Симпозиум “Скульптура малых форм”, Украина: «Орфей», „Падение Люцифера” (обе в мраморе, первая подарена посольству Франции)
1992 – г. Киев, Международный симпозиум скульптуры: ”Между небом и землей” (песчаник), Первая премия; установлена на територии Киево-Могилянской Академии, автор назначен почетным членом Киево-Могилянского Братства
1994 – пгт. Плюты, Всеукраинский симпозиум станковой скульптуры в камне: „Леда и Лебедь” (мрамор)
1996 – Музей-заповедник “Олеський замок”, пленэр “Неолит-96”: „Рождение Афродиты” (песчаник)
1998 – г. Киев, Всеукраинский симпозиум “На рубеже тысячелетий”: „Диана” (песчаник)
1999 – г. Ивано-Франковск, Межнародный симпозиум скульптуры: „Дана” (известняк)
2001 – г. Кременчуг, Всеукраинский симпозиум скульптуры: „Кременчугская ночь” (песчаник)
2001 - г. Липаны, Международный пленэр живописи и скульптуры, Словакия: „Najada” (Наяда) (травертин)
2002 – г. Кременчуг, Всеукраинский симпозиум скульптуры: „Дриада” (піесчаник)
2002 – г. Корсунь-Шевченковский, живописно-скульптурный пленэр. „Рождение Афродиты” (мрамор)
2005 – г. Гурзуф,  Международный живописно-скульптурный пленэр: “Клото” (песчаник)
2007 – г. Канев. Международный скульптурный симпозиум под патронатом Президента Украины: „Нимфа Эгерия” (песчаник)
2008 – г. Батурин, Черниговской обл. Международный скульптурный симпозиум под патронатом Президента Украины: „Мотря” (песчаник)
2008 – г. Полтава. Межнародный скульптурный симпозиум: „Н.В. Гоголь” (известняк)
2008 – г. Партеніт. Международный скульптурный симпозиум, санаторный комплекс „Айвазовское” (АРК): „Эвринома” (известняк)
2009 – г. Донецк. Всеукраинский скульптурный симпозиум: „Ева”, (известняк)
2009 – г. Буча. Всеукраинский скульптурный симпозиум: „Диана” (известняк)
2010 – Скульптурный пленэр Галереи „Коло”. Киев – Еремовка Харьковская обл.: „Улитка” (известняк)
2011 – IV Международный симпозиум «Осень. Вдохновение», г. Пенза, Российская Федерация. Композиция «Нереида» (мрамор)
2011 – V Международный симпозиум «Осень. Вдохновение», г. Пенза, Российская Федерация. Композиция «Источник. Нимфа» (мрамор)
2013 – Скульптурный симпозиум «Легенды Таврии», г. Херсон, Украина. Композиция «Сон сирены» (песчаник)
2013 – Международный скульптурный симпозиум “Ab ovo”, г. Донецк, Украина. Композиции: «Дриада» (песчаник), «Леда и лебедь» (песчаник)

2014 – IV Международный симпозиум по мрамору в г. Денизли, Турция «Kömürcüoğlu International Stone Sculpture Colony». Композиция «Анатолия» (мрамор)
ПАМЯТНИКИ
2004 – Мемориальная композиция “Ангел памяти” (мрамор), кладбище  “Южное», Киев
2008 – Памятник жертвам голодомора в пгт. Хотов Киевской обл. (в соавторстве с В. Гутырей)

2008 – Памятник Николаю Гоголю в Полтаве (альминский известняк)

ПРИВАТНАЯ ПАРКОВАЯ СКУЛЬПТУРА
1998 – Диана (песчаник), приватное имение, Киев
2001 – Артемида (бронза, камень), Осокорки, Киев
2003 – Орел (песчаник), Киев

2011 – Улитка (песчаник), частная коллекция, вилла в Киевской области

2015 – Ежики (песчаник), частная коллекция, вилла в Киевской области
               
ИЗДАНИЯ
Каталоги
Всеукраїнський скульптурний симпозіум „Донецьк – 2009”. Каталог – К.: United Print Group, 2009.
Міжнародний скульптурний симпозіум „Партеніт – 2008”. Каталог – К.: United Print Group, 2008.
Міжнародний скульптурний симпозіум „Батурин – 2008”. Каталог – К.: United Print Group, 2008.
·      Мистецтво України. 1991-2002. Художня виставка в рамках “Року України в Російській Федерації”. Центральний будинок художника в Москві 22 серпня – 2 вересня 2002 р. – Каталог. – К. – 2002. – с.7, 41.
Всеукраїнська Триєнале скульптури. Київ-2002. – Каталог.
Всеукраїнська Триєнале скульптури. Київ-1999. – Каталог. – с. 13, 138.

Статьи
·      Исиченко М. Філософія міфу скульптора Володимира Протаса // Студії мистецтвознавчі. – К., 2004. – С. 111-120.
·      Криволапов М. “Художня критика і проблеми осмислення мистецької спадщини” / Мистецтвознавство України. Збірник наукових праць. Вип. І. – К. – 2002. – с.23.
·      Протас М. Украинская скульптура 1990-х. Каталог виставки “Мистецтво України. 1991 – 2002” в межах “Року України в Російській Федерації” у Москві 22 серпня – 2 вересня 2002 р. – К. – 2002 – 39-44 с.
·      Протас М. Герменевтичні парадокси “традиції новизни” // Міст: Мистецтво. Історія. Сучасність. Теорія. - №1 – К. – 2003 - С.131-136.
·      Протас М. Традиційний символізм скульптурних пленерів // Родовід, число 1-2, 2002. – с. 156, 163.
·      Скляренко Г., Соловьев А. Перед открытой дверью... // Творчество. – М., 1987. - № 8. – С. 26 ( композиція “Анрі  Матісс”).
·      Протас М. “Неоліт-96” // Образотворче мистецтво – К. 1997 - №3-4 – с.44.
·      Безроднова М. “Станкова скульптура України на рубежі 1980-1990 рр.” / Українське мистецтвознавство. Міжвідомчий збірник наукових праць. – вип.1. – К. – 1993. – с.188-189.
·      Протас М. Космічний динамізм мистецтва станкової скульптури // Слово і Час – 1994. - № 1. – Сс. 68-72.  
·      Безроднова М. “Сучасна станкова скульптура: від героїчного до пародійного”. // Київ – 1990 - №5 – с. 174-176.
АСС Новая усадьба. – 1999 - №4 – ілюстрація скульптурного оформлення каміну в Міжнародної резиденції фонду Зоря – с.39.
Лисенко Л. Українська скульптура межі століть // Мистецвознавство України: Зб. Наук. пр. – К.: ІПСМ АМУ; КЖД „Софія”, 2009. – Вип. 10. – с. 13, 20.
Протас М. Бучанський скульптурний пленер (Культурологічні нотатки) // Мистецвознавство України: Зб. Наук. пр. – К.: ІПСМ АМУ; КЖД „Софія”, 2009. – Вип. 10. – с. 205-206.

Монографии
·   Нариси з історії образотворчого мистецтва України ХХ століття / Інститут проблем сучасного мистецтва АМУ: У 2-х кн. – К.: Інтертехнологія, 2006. – Кн. 2. – 656 с. (СС. 615, 619, 634, 639).
·      Протас М. Українська скульптура ХХ ст. / Інститут проблем сучасного мистецтва АМУ – К., Інтертехнологія, 2006. – 278 с.: іл. (іл. – СС. 163, 188, 197, 201, 208-209, 210-211, 245, 246, 248-249, 250)
·      Протас М. Стильові стратегії розвитку української скульптури ХХ-ХХІ ст. Модель еволюції / Інститут проблем сучасного мистецтва АМУ – К.: Українська видавнича спілка, 2009. – 288 с. (на обкладинці – „Теллус-Гея”; текстові згадки: СС. 177, 199, 200, 202, 204, 206, 213).

       Протас М. Скульптурные симпозиумы Украины: стилистико-парадигмальная эволюция. – Институт проблем современного искусства. Киев: Феникс, 2012. – 400 с. (Обложка – «Рождение Афродиты»; текстовые упоминания: СС. 120, 262, 311, 322-323, 385 и др.)


Из интервью Игоря Исиченко со скульптором В. Протасом (21.12.2015): «И.И. – Владимир Николаевич, Вы, по сути, разделяете концепцию Бахтина-Лотмана относительно «большого времени» истинного искусства, утверждая: современное творчество, экспериментируя с формообразующими и смысловыми структурами, не должно терять контакт с целостным опытом всей истории культуры. Согласен, в случае доминанты сомнительных новаций над традициями – скульптура больше теряет, чем приобретает. Замыкаясь в тесных рамках дизайна, решающего формальные пространственно-пластические, архитектурно-планировочные задачи, современный скульптор лишает искусство трансцендентной глубины, обмельчая его эстетический потенциал. Соответственно, скажите, с какими наиболее распространенными в современной скульптуре тенденциями Вы не можете согласиться?

В.П. – Прежде всего, – с откровенной конъюнктурой и бездумным эпигонством, когда на правах концептуального знака реплицируются некие пластические приемы, стилеобразующие манеры, известные миру от архаики или недавнего прошлого. Фактически в этом случае скульптор снимает с истории искусства посмертную маску. Оперируя безжизненной оболочкой, профанируя действительно обновляющую энергию эволюции, он немотствует, прячась за авторитетом признанных гениев. Но самое неприятное, когда конъюнктура наслаивается на непрофессионализм, неуважительное отношение к своему ремеслу, рассматриваемому исключительно как средство заработка.

И.И. – То есть Вы полагаете, что художник не должен превращаться в сервильный персонал, стараясь угождать власти и капиталу, в надежде на щедрые чаевые; не вырабатывая собственных творческих принципов, паразитировать на истории? Иными словами, нельзя слепо доверять идеологии культуриндустрии, увлекаться сомнительными модными трендами, пренебрегая всей полнотой видения сущности историко-культурной динамики.

В.П. – Совершенно верно. Важно вырабатывать свою творческую нишу, не впадая в ажиотаж репликации формальных поделок, пользующихся спросом у покупателя, которые представляют собой облегченный псевдо-художественный пастиш. Скульптура оттого и мутирует в дизайн, что перестала соотноситься с сущностью образного видения, вместо которого зрителю предлагается полый знак/конструкт, вылущенный из некогда и кем-то найденных формальных новаций. Концепция не способна дать искусству глубину, затронуть сердце и душу, сколько ни цитируй Архипенко, Малевича, Мура, Колдера, Джакометти… Вторичные поделки, щедро выставляемые кураторами в престижных выставочных пространствах, к тому же страдают примитивными «школьными» ошибками, что свидетельствует о потере профессионализма. Ведь вслед за утратой трансцендентного образа, искусство скульптуры потеряло чувство внутренней формы, не просто ограничивающей пространство мертвой оболочки, но наполненной глубинным биением энергий.

И.И. – Вот почему Вы, в шутку называя себя "двигателем внутреннего сгорания", предпочитаете оставаться подвижником высокого искусства, работая так, как Вас обучали мастера питерской школы пластики, но при этом, и сегодня продолжая учиться у художников прошлого, чтобы совершенствовать свое понимание тонкостей скульптуры как "великого делания" общечеловеческой цивилизации»



На главную

Copyright Protas V.N. © 2010-2016 | About me