Про меня (About me)Vladimir Protas - famous Ukrainian sculptor, noted for his works on Greek mythologyand series of portraits of renowned cultural personalities. |
Если у Вас есть желание связаться со мной для обсуждения каких-либо вопросов и совместных проектов – жду ваших писем (protas.art@gmail.com) или звонка (050 864 - 45 – 90).
"Владимир Николаевич Протас – известный украинский скульптор, индивидуальная пластическая манера которого синтезирует стилистику архаики и классических традиций (с доминантой ренессансного видения), воспринятых сквозь «духовную оптику» модернистского опыта европейской культуры ХХ ст. (особенно: сецессии и ар-деко). Его творчество свободно от надуманного рационализма; не подвержено влиянию модных трендов, включая современный культ концептуального знака. Он сосредоточенно ищет Истину в искусстве и культуре, стремясь отыскать адекватные формы пластического выражения трансцендентных смыслов. Уникальность психологии творчества Протаса в том, что его императивы (как художника и человека) детерминированы внутренне усвоенными идеями Платона и Плотина, франкфуртской философской школы и классиков украинской мысли (Г.Сковороды, П.Юркевича). Эстетика серии исторических портретов «Гении европейской культуры ХIX- ХХ ст.», станковых скульптур мифологических циклов и симпозиумных работ Протаса сфокусирована на полноте свершения всех времен, на диалоге абсолютного времени с памятью истории, на смысле жизни в целом, что сообщает пластическому символизму неисчерпаемую глубину вселенных Духа, возвышенность чувств и гармонию самоосуществления." 2010 г. Отдел кураторской выставочной деятельности и культурных обменов Института проблем современного искусства Национальной Академии Искусств Украины ОБРАЗОВАНИЕ 1973-1974 – Одесское государственное художественное училище им. М.Б. Грекова. 1976-1981 – Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (теперь – Высшая художественно-промышленная академия имени барона Александра Людвиговича Штиглица, Санкт-Петербург, Россия). Мастерская профессора Демы Анатолия Гордеевича, преподаватель рисунка – Васильев Иван Петрович. 1983 - 1986 – аспирантура Академии искусств СССР; творческая мастерская проф. В.З. Бородая. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Монументально-декоративная скульптура (архитектурно-декоративная, парковая, монументальная), станковая и декоративно-прикладная пластика. С 1974 г. участвовал в реставрационных, архитектурно-строительных роботах по скульптурному оформлению историко-культурных памятников: Санкт-Петербурга (фасады жилых домов), Одессы (оперный театр, жилые дома), Киева (театр им. Ивана Франко, посольский центр Фонда “Зоря” в Пуще-Водице). С 1986 – участвую в международных и всеукраинских скульптурных симпозиумах; в 1984 стал членом Союза художников Украины, а с 1981 – постоянно участвую в украинских и международных выставках изобразительного искусства. Станковые работы были приобретены Министерствами культуры и Союзами художников Украины и России, хранятся в художественных музеях Киева (Национальном художественном музее Украины, Киевском музее русского искусства, Музеях литературы и театра, Музее украинского современного искусства), музеях Запорожья, Ужгорода, Днепропетровска, Москвы, а также хранятся в приватных коллекциях Украины, России, Канады, Франции, Японии, США, Германии, Словакии. 1992 – Киевский Международный симпозиум скульптуры, Первый приз (“Между небом и землей”)
1999 – лауреат Всеукраинской Триеналле “Скульптура´1999” (диплом поощрительной премии за скульптуру “Леда и Лебедь”, мрамор)
2014 – IV Международный симпозиум по мрамору в г. Денизли, Турция «Kömürcüoğlu International Stone Sculpture Colony». Композиция «Анатолия» (мрамор)
2008 – Памятник Николаю Гоголю в Полтаве (альминский известняк) 2011 – Улитка (песчаник), частная коллекция, вилла в Киевской области
2015 – Ежики (песчаник), частная коллекция, вилла в Киевской области
Протас М. Скульптурные симпозиумы Украины: стилистико-парадигмальная эволюция. – Институт проблем современного искусства. Киев: Феникс, 2012. – 400 с. (Обложка – «Рождение Афродиты»; текстовые упоминания: СС. 120, 262, 311, 322-323, 385 и др.) Из интервью Игоря Исиченко со скульптором В. Протасом (21.12.2015): «И.И. – Владимир Николаевич, Вы, по сути, разделяете концепцию Бахтина-Лотмана относительно «большого времени» истинного искусства, утверждая: современное творчество, экспериментируя с формообразующими и смысловыми структурами, не должно терять контакт с целостным опытом всей истории культуры. Согласен, в случае доминанты сомнительных новаций над традициями – скульптура больше теряет, чем приобретает. Замыкаясь в тесных рамках дизайна, решающего формальные пространственно-пластические, архитектурно-планировочные задачи, современный скульптор лишает искусство трансцендентной глубины, обмельчая его эстетический потенциал. Соответственно, скажите, с какими наиболее распространенными в современной скульптуре тенденциями Вы не можете согласиться? В.П. – Прежде всего, – с откровенной конъюнктурой и бездумным эпигонством, когда на правах концептуального знака реплицируются некие пластические приемы, стилеобразующие манеры, известные миру от архаики или недавнего прошлого. Фактически в этом случае скульптор снимает с истории искусства посмертную маску. Оперируя безжизненной оболочкой, профанируя действительно обновляющую энергию эволюции, он немотствует, прячась за авторитетом признанных гениев. Но самое неприятное, когда конъюнктура наслаивается на непрофессионализм, неуважительное отношение к своему ремеслу, рассматриваемому исключительно как средство заработка. И.И. – То есть Вы полагаете, что художник не должен превращаться в сервильный персонал, стараясь угождать власти и капиталу, в надежде на щедрые чаевые; не вырабатывая собственных творческих принципов, паразитировать на истории? Иными словами, нельзя слепо доверять идеологии культуриндустрии, увлекаться сомнительными модными трендами, пренебрегая всей полнотой видения сущности историко-культурной динамики. В.П. – Совершенно верно. Важно вырабатывать свою творческую нишу, не впадая в ажиотаж репликации формальных поделок, пользующихся спросом у покупателя, которые представляют собой облегченный псевдо-художественный пастиш. Скульптура оттого и мутирует в дизайн, что перестала соотноситься с сущностью образного видения, вместо которого зрителю предлагается полый знак/конструкт, вылущенный из некогда и кем-то найденных формальных новаций. Концепция не способна дать искусству глубину, затронуть сердце и душу, сколько ни цитируй Архипенко, Малевича, Мура, Колдера, Джакометти… Вторичные поделки, щедро выставляемые кураторами в престижных выставочных пространствах, к тому же страдают примитивными «школьными» ошибками, что свидетельствует о потере профессионализма. Ведь вслед за утратой трансцендентного образа, искусство скульптуры потеряло чувство внутренней формы, не просто ограничивающей пространство мертвой оболочки, но наполненной глубинным биением энергий. И.И. – Вот почему Вы, в шутку называя себя "двигателем внутреннего сгорания", предпочитаете оставаться подвижником высокого искусства, работая так, как Вас обучали мастера питерской школы пластики, но при этом, и сегодня продолжая учиться у художников прошлого, чтобы совершенствовать свое понимание тонкостей скульптуры как "великого делания" общечеловеческой цивилизации» |
На главную
Copyright Protas V.N. © 2010-2016 | About me |